Религия и пандемия: адаптация к реальности
Религия и пандемия: адаптация к реальности
Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в религиозную жизнь стран мира. Последователи всех религий оказались в беспрецедентной ситуации из-за COVID-19. Места религиозных поклонений и паломничества на разных континентах были закрыты в течение длительного времени. Верующие монотеистических конфессий не смогли отпраздновать свои главные праздники - Рамадан и Пасху. Причина в том, что они были ограничены правилами, установленными правительствами стран для недопущения распространения коронавируса.
Строгое ограничение физического контакта между людьми оказалось единственным эффективным средством, сводящим к минимуму распространение инфекции. Все это означало определенное ограничение основных прав человека, закрепленных в национальных и международных правовых документах. К ним относится и право на свободное отправление обрядно-культовой практики, религиозное образование и другие духовные потребности.
ВОЗ и ООН во время пандемии представили ряд руководящих принципов и рекомендаций для религиозных общин, включая проведение священного месяца Рамадан и религиозных ритуалов.
Примечательно, что религии во всем мире начали адаптироваться к новой реальности. Руководитель отдела Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Узбекистана Тимур Ахмедов отмечает, что пандемия внесла свои коррективы и в религиозную жизнь верующих Узбекистана.
Анализируя сложившуюся ситуацию, он констатирует, что религиозные организации и духовенство страны выразили поддержку государству посредством соблюдения карантинных мер, в том числе ограничений на проведение религиозно-обрядовых мероприятий. В частности, были отменены публичные богослужения и мероприятия во всех культовых учреждениях; закрыты мечети, церкви, синагоги, отменены занятия в медресе и воскресных школах; изменен порядок проведения религиозных обрядов в период Рамадана (включая похоронные обряды в период карантина), предполагающий скопление людей и физический контакт между ними.
По каждому вышеуказанному вопросу были изданы соответствующая фетва Совета улемов Узбекистана и рекомендации Управления мусульман Узбекистана. Они разработаны по итогам изучения фетв и заключений крупных исламских религиозных организаций и улемов других мусульманских стран, а также подкреплены аятами из Корана и хадисами.
Широкое применение в мечетях страны нашла практика онлайн-трансляции чтений Корана и таравих-намазов. Подразделения Управления мусульман Узбекистана в регионах страны регулярно представляли график онлайн-чтений Корана и размещали соответствующие видеоматериалы в соцсетях.
Проведены консультации между представителями Управлений мусульман Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана. Цель мероприятия – обсуждение вопросов установления дат начала и окончания месяца Рамадан в 2020 году, Курбан-хайита, а также определения стоимости закята, фитр-садака и фидии.
После установления стоимости закята, фитр-садака и фидии Управления мусульман Узбекистана рекомендовало осуществлять взносы и пожертвования через онлайн-приложения.
По мере достижения «зеленой» зоны эпидемиологической безопасности на местах правительство Узбекистана приняло решение о возобновлении на этих территориях деятельности религиозных организаций. Открывающиеся объекты должны работать с соблюдением всех санитарных норм: наличием у прихожан и самого духовенства масок и перчаток, обеспечение дезинфицирующими «коридорами», поддержанием социальной дистанции, измерением температуры тела прихожан при входе в культовое учреждение.
В целом, своевременная и должная реакция официального духовенства на эпидемиологические угрозы посредством внесения соответствующих фетв и рекомендаций ограничительного характера содействовали поддержанию социальной стабильности в обществе, а также внесли вклад в предотвращение масштабного распространения инфекции среди верующих. Несомненно, в будущем накопленный опыт религиозных учреждений Узбекистана и государственных органов позволит эффективно реагировать на подобные форс-мажорные ситуации.