Самаркандский веб-форум по правам человека. Как готовился проект Конвенции о правах молодежи?
ПРЕСС-РЕЛИЗ 4
Самаркандский веб-форум по правам человека. Как готовился проект Конвенции о правах молодежи?
Участники Самаркандского веб-форума по правам человека обсудят проект Международной конвенции о правах молодежи.
Национальным центром по правам человека Узбекистана была сформирована международная рабочая группа по разработке проекта Конвенции, состоящая из представителей ряда государственных органов, Союза молодежи и молодежных ННО Узбекистана, международных и зарубежных экспертов в сфере прав человека и молодежной политики.
Рабочей группой детально рассмотрены и изучены международный опыт (более 30 универсальных документов ООН, МОТ, МПС, ВОЗ), региональный опыт (более 20 документов Африканского Союза, Организации Американских государств, Совета Европы, Организации Исламского сотрудничества, Содружества Независимых Государств), национальное законодательство о правах молодежи свыше 50 государств.
На основе обобщения и изучения разработан проект Конвенции и сопутствующий пакет материалов, которые были представлены на широкое обсуждение международного сообщества, государственных органов, институтов гражданского общества.
Проект Конвенции обсужден в ходе более 40 международных форумов и встреч экспертного сообщества. В частности, стал предметом рассмотрения на Азиатском форуме по правам человека (ноябрь 2018 года, Самарканд), Шестом ежегодном семинаре Независимой постоянной комиссии по правам человека ОИС «Важность поощрения и защиты прав молодежи для построения мирных демократических обществ и устойчивого развития» (октябрь 2019 года, Ташкент). Проект Конвенции был также включен в «Ташкентскую декларацию», принятую по итогам семинара ОИС.
Документ рассмотрен с участием международных экспертов УВКПЧ ООН, МОТ, МПС, ЮНЕСКО, Африканского союза, ОИС, ОБСЕ, Консультативного Совета Европы по делам молодежи, национальных институтов по правам человека, представителей парламентов, министерств и ведомств, институтов гражданского общества и молодежных организаций зарубежных стран.
Организовано обсуждение проекта Конвенции на национальных уровнях (Венгрия, Россия и Швейцария). Только в Узбекистане проведено свыше 20 семинаров и «круглых столов», экспертных обсуждений.
В ходе обсуждений участниками форумов отмечалась актуальность и своевременность принятия Конвенции. Указывалось, что это связано с отсутствием единого международного юридически обязательного документа, способствующего формированию современной законодательной базы в области международной и государственной молодежной политики.
В целом по итогам широкого обсуждения получены более 200 замечаний и предложений по проекту Конвенции, который доработан с их учетом.
По мнению международного экспертного сообщества, в современных условиях государственная молодежная политика должна основываться не только на действующей международной системе прав человека, но и на принципах и нормах, закрепленных в специальном международном документе о правах молодежи - Международной конвенции о правах молодежи. Конвенция должна стать результатом международного анализа и обобщения позитивного опыта государств в сфере реализации молодежной политики, выработки общепризнанных принципов и норм защиты прав молодежи в едином кодифицированном международном акте.
При этом, основной целью Конвенции предлагается определить наращивание усилий на международном, региональном и национальном уровнях в целях удовлетворения потребностей молодежи, укрепление потенциала и гарантий прав, свобод и наилучших интересов молодежи во всем ее многообразии по всему миру. Конвенция закрепляет более широкий смысл понятия молодежной политики, как политики разных жизненных сфер и секторов - государственного и частного сектора, а также неправительственных организаций, ориентированную на молодых людей.
Международными и национальными экспертами в документе предлагается:
во-первых, закрепить принципы молодежной политики (учет интересов и потребностей разных групп молодежи, ее участие в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики, поддержка молодых людей, живущих в трудных условиях и находящихся в социально опасном положении и т.д.);
во-вторых, установить, что молодежь — это лица в возрасте от восемнадцати до тридцати лет включительно, составляющие особую демографическую группу населения;
в-третьих, зафиксировать основные права молодежи, среди которых всесторонняя поддержка и защита семьи; общественная поддержка и забота; частная жизнь, свобода и личная неприкосновенность; защита от насилия и эксплуатации; свобода передвижения и т.д.;
в-четвертых, определить обязательства государств в сфере молодежной политики (реализация организационно-правовых, социально-экономических и иных мер, направленных на создание благоприятных условий для социального становления и развития интеллектуального, творческого и иного потенциала молодежи; развитие межкультурного диалога, солидарности и навыков мирного сосуществования и взаимопонимания; усиление социальной интеграции молодежи и т.д.).
Принятие Конвенции будет способствовать формированию современной международной модели развития молодежи, включая установление конкретных целей и измеримых показателей, полное, эффективное и конструктивное участие молодежи в жизни общества.