Международное признание и поддержка инициатив Президента Узбекистана в сфере защиты прав молодежи
Международное признание и поддержка инициатив Президента Узбекистана в сфере защиты прав молодежи
Завтра начнется Самаркандский веб-форум по правам человека «Молодежь 2020: глобальная солидарность, устойчивое развитие и права человека», организуемый специально созданной командой Национального центра по правам человека и Министерства иностранных дел Республики Узбекистан, ООН, ОБСЕ и Фонда имени Ф. Эберта.
Инициативы главы Узбекистана
Форум проводится в рамках реализации двух важнейших международных инициатив Президента Шавката Мирзиёева - организация постоянно действующего Самаркандского форума по правам человека и разработка Международной конвенции о правах молодежи ООН. Эти инициативы выдвинуты в рамках участия главы нашего государства в работе 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2017 года. Глубоко символично, что Форум включен в перечень мероприятий, организуемых в рамках празднования 75-летия ООН, и стартует 12 августа - в Международный день молодежи.
Участие в работе Форума столь авторитетных международных организаций и представителей зарубежных стран свидетельствует, с одной стороны, о широком международном признании и поддержке инициатив Президента Узбекистана, с другой - об актуальности рассматриваемых вопросов. Они касаются двух важнейших векторов государственной политики Узбекистана - защиты прав, свобод и законных интересов человека и совершенствования молодежной политики.
Впервые в истории суверенной страны принята Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека, предусматривающая реализацию 78 конкретных мер. Они тесно связаны с задачами достижения Целей устойчивого развития на период до 2030 года, вхождения Узбекистана в ряд 50 ведущих стран мира по международным рейтингам и индексам в сфере прав и свобод человека и другими. Значительно укреплены национальные институты защиты прав человека - НЦПЧ, институт Омбудсмана при парламенте, вновь созданы институты детского и Бизнес-омбудсмана.
Самое главное, стремительные реформы меняют жизнь, мировоззрение и образ жизни людей. Жители страны консолидированы вокруг новой идеи «Общество - инициатор реформ» и чувствуют сопричастность к осуществляемым коренным преобразованиям. В обществе сформирована благородная цель «Новый Узбекистан построим вместе».
Осуществляются также системные меры, направленные на воспитание гармонично развитого и здорового молодого поколения, создание всех условий, необходимых для его вступления в самостоятельную жизнь. Принят Закон «О государственной молодежной политике», свыше 30 других нормативно-правовых актов, направленных на поддержку деловой активности и инициатив молодежи, молодежных организаций. 30 июня широко отмечается в Узбекистане День молодежи. Реализуются пять важных инициатив Президента, включающие задачи широкого привлечения молодежи к культуре, искусству, физическому воспитанию и спорту, повышения ее грамотности в информационных технологиях, пропаганды чтения книг среди молодежи, обеспечения занятости женщин.
Государство придает важное значение поддержке инициатив молодежи и гражданских институтов, учреждена Государственная премия «Мард углон», медаль «Келажак бунёдкори», новый нагрудный знак «За защиту прав человека». Образован Союз молодежи Узбекистана, объединяющий сегодня в своих рядах более 7 миллионов 690 тысяч членов. В целях поднятия государственной молодежной политики в Узбекистане на новый уровень, выработки эффективных решений проблем в сфере молодежи, действенной организации и координации деятельности компетентных органов образовано Агентство по делам молодежи. И соответственно - его управления по Республике Каракалпакстан, областям и городу Ташкенту, районные (городские) отделы.
Приведем показательный пример из истории молодежный политики государства, которая высоко оценивается мировым сообществом. По итогам прошедших в 2019 году выборов в Законодательную палату избраны девять юношей и девушек (шесть процентов от общего числа депутатов). Также среди новоизбранных депутатов местных Кенгашей почти 10 процентов - молодежь. По оценкам же Межпарламентского союза в мире данный показатель составляет порядка двух процентов.
Это рассматривается как позитивный опыт Узбекистана, где порядка 60 процентов населения - молодежь и дети. Руководство страны возлагает большую надежду на подрастающее поколение, широко вовлекая юношей и девушек в управление делами общества и государства. Это основано на принципиальной позиции Президента Шавката Мирзиёева, которая выражена в следующем. Когда молодежь сегодняшнего мира - это крупнейшее по численности за всю историю человечества поколение, насчитывающее два миллиарда, «завтрашний день, благополучие планеты, зависят от того, какими людьми вырастут наши дети. Наша ключевая задача - обеспечить условия для самореализации молодежи, создать заслон на пути распространения «вируса» идеологии насилия. Считаем, что для этого надо развивать многостороннее сотрудничество в сфере социальной поддержки молодого поколения, защиты его прав и интересов».
Узбекистан доверяет молодежи не только будущее, но и настоящее страны. Об этом свидетельствует также создание Молодежного парламента при палатах Олий Мажлиса.
Основная тема Самаркандского форума
Во все времена молодежь являлась основным ресурсом для обеспечения прогресса общества. Как отмечал великий немецкий философ Гёте, «хотя мир в целом двигается вперед, молодежи приходится всякий раз начинать сначала». Ведь молодость - это тот самый период, когда человек уже имеет определенный жизненный опыт, а также достаточно энергии для того, чтобы воплощать в реальность намеченные планы. Именно поэтому государству следует осуществлять грамотную политику в этой области. Образованная и всесторонне развитая молодежь - залог процветания любого государства.
Именно исходя из этих соображений на Самаркандском форуме будут обсуждены проект Международной конвенции о правах молодежи, роль молодежи в устойчивом развитии, предотвращении кризисов и обеспечении гендерного равенства, защите прав человека и формировании культуры мира, которые учтены в Стратегии ООН «Молодежь-2030».
Самаркандский форум является логическим продолжением Азиатского форума, также проведенного по инициативе Президента Республики Узбекистан 22-23 ноября 2018 года в Самарканде и посвященного теме «Итоги 70-летия Всеобщей декларации прав человека: вызовы времени и реальность». В нем, в частности, участвовали представители около 20 международных организаций и эксперты более чем из 30 стран мира, была принята Самаркандская декларация по правам человека, которая 6 февраля 2019 года утверждена Генеральной Ассамблеей ООН в качестве официального документа 73-й сессии.
Декларацией предусмотрено проведение данного Форума на регулярной основе (раз в два года) в целях укрепления международного и регионального сотрудничества в области прав человека. Сформулированы основные задачи, направления и формы дальнейшего развития и совершенствования деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти в сфере защиты основных прав, свобод и законных интересов граждан, повышения их правовой культуры и правосознания. Также поддержана инициатива Узбекистана по разработке Международной конвенции о правах молодежи ООН - унифицированного международно-правового акта, нацеленного на формирование и реализацию молодежной политики в условиях глобализации и бурного развития информационно-коммуникационных технологий.
Предметы Самаркандского форума
С учетом поставленных перед Форумом задач планируем выделить для обсуждения четыре приоритетных направления.
Разработка международных стандартов прав молодежи, обсуждение существующих международно-правовых инструментов и механизмов в области прав молодежи в мире, основных положений проекта Международной конвенции о правах молодежи.
Права молодежи и Цели устойчивого развития ООН, обсуждение роли молодого поколения в реализации ЦУР, выявление ключевых проблем в этих сферах. В частности, согласно данным международных исследований по индексу развития молодежи, измеряемому по пяти ключевым областям (образование, здравоохранение и благосостояние, занятость, гражданское и политическое участие), многие государства занимают очень низкие места.
В то же время универсальный характер Повестки дня на период до 2030 года предполагает, что интересы молодежи должны учитываться во всех целях и задачах. Вопросы молодежи конкретно упоминаются в следующих направлениях: занятость, девочки-подростки, образование и спорт в интересах мира.
Образование в области прав человека для молодежи, анализ международного опыта и разработка рекомендации по повышению уровня грамотности молодежи по вопросам прав человека.
Так, образование - одно из основных прав молодежи во всем мире. В четвертой цели ЦУР содержится призыв обеспечить всеохватное и справедливое качественное образование и поощрять возможности обучения на протяжении всей жизни для всех, чтобы молодые имели доступ к бесплатному, качественному образованию и профессиональной подготовке.
Специальная резолюция Совета ООН по правам человека рекомендует государствам разрабатывать комплексные и устойчивые национальные планы действий по образованию и подготовке в области прав человека, выделяя ресурсы специально на эти цели. Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека гласит: «каждый человек имеет право знать, запрашивать и получать информацию обо всех правах человека и основных свободах и должен иметь доступ к образованию и подготовке в области прав человека». При этом образование и подготовка по правам человека имеют важнейшее значение для поощрения всеобщего уважения и соблюдения всех прав человека и основных свобод для всех в соответствии с принципами универсальности, неделимости и взаимозависимости прав человека.
Роль молодежи в обеспечении мира и безопасности, строительстве более безопасного будущего к 2030 году.
Как готовился проект Конвенции о правах молодежи
Относительно подготовки проекта Конвенции отметим следующее.
Первое. Национальным центром по правам человека сформирована международная рабочая группа по разработке проекта Конвенции, состоящая из представителей ряда государственных органов, Союза молодежи и молодежных ННО Узбекистана, международных и зарубежных экспертов в сфере прав человека и молодежной политики.
Второе. Рабочей группой детально рассмотрены и изучены международный опыт (более 30 универсальных документов ООН, МОТ, МПС, ВОЗ), региональный опыт (более 20 документов Африканского Союза, Организации Американских государств, Совета Европы, Организации Исламского сотрудничества, Содружества Независимых Государств), национальное законодательство о правах молодежи свыше 50 государств.
На основе обобщения и изучения разработан проект Конвенции и сопутствующий пакет материалов, которые были представлены на широкое обсуждение международного сообщества, государственных органов, институтов гражданского общества.
Третье. Проект Конвенции обсужден в ходе свыше 40 международных форумов и встреч экспертного сообщества. В частности, стал предметом рассмотрения на Азиатском форуме по правам человека (ноябрь 2018 года, Самарканд), Шестом ежегодном семинаре Независимой постоянной комиссии по правам человека ОИС «Важность поощрения и защиты прав молодежи для построения мирных демократических обществ и устойчивого развития» (октябрь 2019 года, Ташкент). Проект Конвенции включен в «Ташкентскую декларацию», принятую по итогам семинара ОИС.
Документ рассмотрен с участием международных экспертов УВКПЧ ООН, МОТ, МПС, ЮНЕСКО, Африканского союза, ОИС, ОБСЕ, Консультативного Совета Европы по делам молодежи, национальных институтов по правам человека, представителей парламентов, министерств и ведомств, институтов гражданского общества и молодежных организаций зарубежных стран.
Четвертое. Организовано обсуждение проекта Конвенции на национальных уровнях (уже рассмотрено в Венгрии, России и Швейцарии). Только в Узбекистане проведено свыше 20 семинаров и круглых столов, экспертных обсуждений. В частности, Комиссией по вопросам молодежи Законодательной палаты и Союзом молодежи Узбекистана проведена онлайн-конференция «Молодежь и парламент». Документ рассмотрен Молодежными парламентами при Олий Мажлисе.
Пятое. В ходе обсуждений участниками форумов отмечалась актуальность и своевременность принятия Конвенции. Указывалось, что это связано с отсутствием единого международного юридически обязательного документа, способствующего формированию современной законодательной базы в области международной и государственной молодежной политики.
В целом по итогам широкого обсуждения получены более 200 замечаний и предложений по проекту Конвенции, который доработан с их учетом.
Кого можно считать молодежью?
В ходе международных форумов и встреч особо отмечалась потребность в выработке международных критериев того, кто может быть отнесен по возрасту к категории «молодой человек» и закрепления данного определения в международном документе, устанавливающем права молодежи и обязательства государств по их обеспечению. Например, согласно Всемирной программе действий ООН для молодежи, к молодежи относятся люди в возрасте от 15 до 24 лет. Резолюция 2250 Совета Безопасности ООН о молодежи, мире и безопасности определяет возрастные рамки молодости от 18 до 29 лет. В Программе ООН по населенным пунктам термин «молодежь» обозначает лиц в возрасте 15-32 лет, Африканская хартия молодежи - от 15 до 35 лет, Европейская комиссия - 15-29 лет, Иберо-американская конвенция о правах молодежи - 15-24 года. Подобное разнообразие подходов создает проблемы: вызовы, стоящие перед 15-летними, отличны от тех, с которыми сталкиваются 29-летние люди.
Основные цели Конвенции
По мнению международного экспертного сообщества, в современных условиях государственная молодежная политика должна основываться не только на действующей международной системе прав человека, но и на принципах и нормах, закрепленных в специальном международном документе о правах молодежи - Международной конвенции о правах молодежи. Конвенция должна стать результатом международного анализа и обобщения позитивного опыта государств в сфере реализации молодежной политики, выработки общепризнанных принципов и норм защиты прав молодежи в едином кодифицированном международном акте.
При этом основной целью Конвенции предлагается определить наращивание усилий на международном, региональном и национальном уровнях в целях удовлетворения потребностей молодежи, укрепление потенциала и гарантий прав, свобод и наилучших интересов молодежи во всем ее многообразии по всему миру. Конвенция закрепляет более широкий смысл понятия молодежной политики как политики разных жизненных сфер и секторов: как государственного и частного сектора, так и активную работу неправительственных организаций, ориентированную на молодых людей.
Какой должна быть Конвенция о правах молодежи?
Международными и национальными экспертами в документе предлагается:
во-первых, закрепить принципы молодежной политики (учет интересов и потребностей разных групп молодежи, ее участие в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики, поддержка молодых людей, живущих в трудных условиях и находящихся в социально опасном положении и т.д.);
во-вторых, установить, что молодежь - это лица в возрасте от восемнадцати до тридцати лет включительно, составляющие особую демографическую группу населения;
в-третьих, зафиксировать основные права молодежи, среди которых всесторонняя поддержка и защита семьи; общественная поддержка и забота; частная жизнь, свобода и личная неприкосновенность; защита от насилия и эксплуатации; свобода передвижения и т.д.;
в-четвертых, определить обязательства государств в сфере молодежной политики (реализация организационно-правовых, социально-экономических и иных мер, направленных на создание благоприятных условий для социального становления и развития интеллектуального, творческого и иного потенциала молодежи; развитие межкультурного диалога, солидарности и навыков мирного сосуществования и взаимопонимания; усиление социальной интеграции молодежи и т.д.).
Принятие Конвенции будет способствовать формированию современной международной модели развития молодежи, включая установление конкретных целей и измеримых показателей, полное, эффективное и конструктивное участие молодежи в жизни общества.
По итогам Форума предполагается принять очередную Самаркандскую резолюцию по правам человека и вынести проект Международной конвенции о правах молодежи ООН на рассмотрение уставных органов и договорных комитетов по правам человека ООН, а также продолжить широкое международное обсуждение проекта до его принятия.